ФОНИКА

ФОНИКА

ФО́НИКА (от греч. phōnikós — звуковой, phōnē — звук), звуковая организация художественной речи, а также отрасль поэтики, ее изучающая. Звуковой материал, которым располагает художественная речь, задан ей самим языком, он всегда ограничен (например, в русском языке всего около 40 фонем), поэтому невольное повторение тех или иных звуковых явлений естественно происходит во всякой речи. Речь художественная упорядочивает эти повторения, используя их для эстетического воздействия. Упорядоченность частично канонизируется, превращаясь в твердые нормы (область стихосложения), частично остается более свободной (область Ф. в узком смысле слова — она же эвфония, инструментовка). В разных литературах и в разные эпохи внимание к фонической организации текста было различно (в русской поэзии — в XX в. больше, чем в XIX в.), но всегда в поэзии проявлялось больше, чем в прозе (см. Поэзия и проза).

Основным элементом Ф. (эвфонии) является, т. о., звуковой повтор. Среди звуковых повторов различаются:
а) по характеру звуков — аллитерации (повторы согласных) и ассонансы (повторы гласных);
б) по количеству звуков — двойные, тройные и т. д. (A…A… и A…A…A…), простые и сложные (A…A… и ABC… ABC…), полные и неполные (ABC…ABC… и ABC…AC…BC…);
в) по расположению звуков в повторе (ABC…BCA…ACB… и пр.) — терминология не установлена;
г) по расположению повторов в словах, в стихах и т. д. — анафора (A…—A…), эпифора (…A—…A), стык (…A—A…), кольцо (A…—…A) и их комбинации.
Некоторые из этих повторов могут быть канонизированы и стать элементом стихосложения (аллитерация в анафоре стиха канонизирована в германском и тюркском аллитерационном стихе, сложная аллитерация с ассонансом в эпифоре стиха канонизирована в рифме).

Повторы превращаются в систему:
а) подбором присутствующих в тексте звуков (обычно) или отсутствующих (см. Липограмма);
б) расположением отобранных звуков по сходству (обычно) или по контрасту (в строках А. С. Пушкина «Пора, перо покоя просит, я девять песен написал» центральное слово «девять» контрастно выделяется на фоне аллитерации на «п»);
в) сходством располагаемых звуков полным (аллитерация на «п», ассонанс на «у») или неполным (аллитерация на губные согласные, ассонанс на закрытые гласные).

Осмысление получающихся таким образом фонических систем — связь «звук и смысл» — происходит с различной степенью конкретности:
а) ономатопея — имитация звуковых особенностей явлений действительности как подбором слов с однородными, близкими звуками («Знакомым шумом шорох их вершин…» — Пушкин), так и прямым звукоподражанием (например, лягушкам в басне А. П. Сумарокова «О как, о как нам к вам, к вам, боги, не гласить»);
б) «звуковой символизм» (так, для пушкинских строк «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» небезразлично, что по данным психологии звук «у» независимо от смысла слов обычно воспринимается как «темный», «тяжелый», «грустный» и др.);
в) звуковые ассоциации: аллитерирующие звуки напоминают о каком-то названном или неназванном «ключевом слове» (такова теория анаграмм, разработанная Ф. де Соссюром); пример: 2-я строфа «Утеса» М. Ю. Лермонтова аллитерирована на слово «стоит» (или «утес»).
К «звуковому символизму» и анаграмме близка своим звуковым и смысловым аспектом паронимия. Но и независимо от такого прямого осмысления сам факт наличия звуковых перекличек в стихе обогащает текст внутритекстовыми связями и тем делает его потенциально более художественно выразительным.

Литература:
Артюшков А., Стиховедение. Качественная фоника русского стиха, М., 1927;
Брюсов В., Звукопись Пушкина, Избр. соч., т. 2, М., 1955;
Брик О., Звуковые повторы, в сб.: Поэтика, П.,1919;
Бернштейн С., Опыт анализа «словесной инструментовки», в сб.: Поэтика, в. 5, Л., 1929;
Шенгели Г., Техника стиха, М., 1960;
Гончаров Б. П., Звуковая организация стиха и проблемы рифмы, М., 1973;
Журавлев А. П., Звук и смысл, М., 1981;
Тимофеев Л. И., Слово в стихе, М., 1982.

М. Л. Гаспаров.


Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. . 1987.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "ФОНИКА" в других словарях:

  • ФОНИКА — (греч., от phone звук). Учение о тонах, о слухе. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ФОНИКА греч., от phone, звук. Учение о звуках. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • фоника — и, ж. phonique adj. <гр. Звуковая организация поэтической речи; вообще звуковая сторона речи. БАС 1. Акустика или фоника .. < древнееврейского> наречия поразила меня. Вельтман Странник. По былинному величавый образ нашел идеальное… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Фоника — отдел теории стиха, изучающий его звуковую организацию. При широком толковании термина Ф. в последнюю включается и учение о стихотворной ритмике. Однако более обычным и более четким является ограничение понятия Ф. изучением сочетаний гласных и… …   Литературная энциклопедия

  • ФОНИКА — (от греческого phone звук) (эвфония), 1) звуковая организация речи (преимущественно стихотворной), особенно в тех ее элементах, правила повтора которых не канонизованы (как в случае метра или рифмы), а именно: звуковые повторы, звукоподражание,… …   Современная энциклопедия

  • ФОНИКА — (от греч. phone звук) (эвфония) ..1) звуковая организация речи (преимущественно стихотворной), особенно в тех ее элементах, правила повтора которых не канонизованы (как в случае метра или рифмы), таковы звуковые повторы (и др. виды звуковой… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ФОНИКА — ФОНИКА, фоники, мн. нет, жен. (от греч. phone звук) (линг.). Звуковая сторона, звуковой состав речи; то же, что фонетика во 2 знач. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • ФОНИКА — ФОНИКА, и, жен. (спец.). Звуковая организация художественной речи. Ф. стиха. | прил. фонический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • Фоника — ФОНИКА, см. Стихосложение. Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч. ред. совет изд ва Сов. Энцикл. ; Гл. ред. Мануйлов В. А., Редкол.: Андроников И. Л., Базанов В. Г., Бушмин А. С., Вацуро В. Э., Жданов В. В.,… …   Лермонтовская энциклопедия

  • Фоника — (от греческого phone звук) (эвфония), 1) звуковая организация речи (преимущественно стихотворной), особенно в тех ее элементах, правила повтора которых не канонизованы (как в случае метра или рифмы), а именно: звуковые повторы, звукоподражание,… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Фоника — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. Фоника …   Википедия

  • Фоника — (от греч. phone – звук)         звуковая организация художественной речи, а также отрасль поэтики, её изучающая. Звуковой материал, которым располагает художественная речь, задан ей самим языком; он всегда ограничен (например, в рус. языке всего… …   Большая советская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»